ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Памятка для родителей:
«Последовательность работы
по коррекции нарушений звукопроизношения»
В начале учебного года, после обследования речи детей,
учитель-логопед отражает информацию о нарушенных
звуках, в индивидуальной тетради ребенка. Так родителям легче отслеживать
динамику развития собственного ребенка.
Длительность коррекционной работы по исправлению нарушений звукопроизношения, в значительной степени зависит
от участия родителей.
Коррекция
нарушений звукопроизношения проводится в
несколько этапов:
1. Прежде, чем приступить к постановке звуков, ведется предварительная работа:
·
развитие моторики
артикуляционного аппарата (укрепление мышц губ, щек, языка);
·
развитие правильного
физиологического и речевого дыхания;
·
развитие фонематического
слуха (умение слышать и различать звуки речи).
Задача родителей на данном
этапе, регулярно выполнять вместе с ребенком комплекс упражнений (который Вам
выдаст учитель-логопед) по развитию артикуляционного аппарата.
2. Постановка звука.
Это процесс обучения ребенка правильному произношению определенного
звука. Ребенка учат придавать своим артикуляторным органам то положение,
которое свойственно нормальной артикуляции звука, что и обеспечит правильность
его звучания. Эта работа проводится учителем–логопедом с помощью специальных
приемов.
Помощь родителей на данном этапе заключается в дальнейшем развитии артикуляционного аппарата и выполнении приемов по вызыванию отсутствующих звуков, которые объясняются учителем-логопедом.
3. Автоматизация
поставленных звуков - один из самых
длительных и сложных этапов.
Как только удается добиться правильного звучания
изолированного звука, сразу переходят к следующему этапу коррекции
звукопроизношения — к этапу автоматизации, то есть к обучению ребенка
правильному произношению звука в связной речи.
Следует отметить, что сразу после постановки звука ребенок
не сможет произносить все слова с новым звуком правильно. Автоматизация звука
осуществляется при условии постепенного нарастания сложности речевого материала:
·
автоматизация
звука в слогах;
·
автоматизация в
словах;
·
автоматизация в
специально подобранных фразах;
·
автоматизация в
текстах, насыщенных вновь воспитываемым
звуком;
·
автоматизация в
обычной разговорной речи.
На этом
этапе помощь родителей ребенку просто неоценима.
Родители
вместе с ребенком отрабатывают речевой материал, предложенный
учителем-логопедом. Содержание его наполнено именно тем звуком, который в
данный момент необходимо автоматизировать. Сначала, поставленный звук необходимо произносить утрировано, т.е., более длительно
и четко, по сравнению с другими звуками слова, постепенно переходя к
нормальному произнесению.
Этап автоматизации звука можно считать
законченным лишь тогда, когда ребенок овладеет навыком правильного произнесения
нового звука в обычной разговорной речи.
4.
Этап дифференциации смешиваемых звуков.
Основная задача данного этапа заключается в том, чтобы воспитать у ребенка прочный навык уместного употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками. Это достигается путем специальных упражнений.
Родители
должны постоянно контролировать правильность произношения поставленных
звуков, во время выполнения заданий, в
свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной
деятельности). Делать это надо тактично, в спокойной форме.