19 янв. 2022 г.

             Консультация по автоматизации сонорного звука [Л]

Правильная артикуляция при произнесении звука [Л] следующая:

·         -губы растянуты в улыбке и немного приоткрыты;

·         -зубы слегка разомкнуты;

·       -  кончик языка приподнят к основанию верхних зубов и упирается в них;

·        - при подаче звука воздух свободно выходит по бокам языка.

 

Звук «Л», в случае его нарушений может иметь следующие, наиболее распространённые варианты:

·         звук пропускается (ложка – ошка, молоко – моко, бокал – бока и т.п.);

·         звук «Л» заменяется нечётким «У» (ложка – уошка, молоко – моуоко, бокал – бокау и т.п.). В данном случае, особенно часто в мягкой позиции, в середине слова звук пропускается (молоко – моко, малина – маина и т.п.);

·         звук «Л» заменяется звуком «В» (ложка – вошка, молоко – мовоко, бокал – бокав и т.п.);

·         звук «Л» заменяется звуком «Й» (ложка-йёшка, молоко – мойёко, бокал – бокай и т.п.);

·         твёрдый звук «Л» заменяется мягким (ложка-лёшка).

 

Чтобы закрепить наш звук, нужна усердная работа, одно из главных это выполнение ежедневной артикуляционной гимнастики.

 

Артикуляционная гимнастика.


Артикуляционная гимнастика выполняется в качестве ежедневной тренировки органов артикуляции не менее 10-15 минут! Выполнение артикуляционной гимнастики не прекращается и на этапах автоматизации звука.

Следим за тем, чтобы вдох осуществлялся ребенком через нос!

1.   «Заборчик»- Зубы вместе, губы приоткрыты и растянуты в улыбке. Удержать под счет до 10-ти, затем расслабиться на 1-3 секунды. Повторить 3-5 раз.

2.   «Трубочка»- вытягивание губ вперед трубочкой. Удержать губы в такой позиции под счет до 10-ти, затем расслабиться на 1-3 секунды. Повторить 3-5 раз.

3.   Чередование упражнений «заборчик»-«трубочка».

4.   «Толстячки»- надуть щеки. Удержать в такой позиции под счет до 10-ти, затем расслабиться на 1-3 секунды. Упражнение повторить 3-5 раз.

5.   «Худышки»- втянуть щеки. Удержать в такой позиции под счет до 10-ти, затем расслабиться на 1-3 секунды. Упражнение повторить 3-5 раз.

6.   Чередование упражнений «толстячки»-«худышки».

7.   «Жуем язычок»- кладем язык на коренные зубы справа, производим жевательные движения зубами 5-7 секунд. Упражнение повторяется с левой стороны.

Упражнение болезненное, поэтому его необходимо выполнять осторожно и не спеша.

8. «Конфетка»-толкаем языком правую щеку под счет до 10-ти, а затем левую. Упражнение повторить 3-5 раз.

9.   «Иголочка»-твердый, острый, прямой язык высунут изо рта. Рот приоткрыт, губы не сковывают язык. Язык удержать в таком положении под счет до 10-ти, затем расслабиться на 1-3 секунды. Упражнение повторить 3-5 раз.

     «Часики»-из позиции «иголочка» производить движения языком из одного уголка рта к другому.

1  «Самолет»- губы в улыбке, язык зажат передними зубами, тянем звук [Л] по дорожкам. 

Когда произношение изолированного звука [л] сформировано, нужно переходить к его закреплению. Для этого проводится автоматизация, целью которой является научить ребенка правильно и не задумываясь произносить [л] в слогах, словах, предложениях и связной речи. Все занятия лучше проводить в игровой форме, чтобы у ребенка сохранялся интерес к ним.

 

Автоматизация Л в прямых слогах:

ЛА – ЛА – ЛА – ЛА

ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ – ЛЫ

ЛО – ЛО – ЛО – ЛО

ЛУ – ЛУ – ЛУ – ЛУ

 

В обратных словах:

АЛ – АЛ – АЛ – АЛ

ИЛ – ИЛ – ИЛ – ИЛ

ОЛ – ОЛ – ОЛ – ОЛ

УЛ – УЛ – УЛ – УЛ

ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ – ЕЛ

 

В интервокальных слогах:

АЛА – АЛО – АЛЫ – АЛУ

УЛА – УЛО – УЛЫ – УЛУ

ОЛА – ОЛО – ОЛЫ – ОЛУ

ЫЛА – ЫЛО – ЫЛЫ – УЛУ

 

Со стечением согласных:

КЛА – КЛО – КЛУ – КЛЫ

СЛУ – СЛА – СЛЫ – СЛО

ФЛО – ФЛУ – ФЛА – ФЛЫ

ХЛЫ – ХЛА – ХЛО – ХЛЫ

ПЛЫ – ПЛУ – ПЛО – ПЛА


Слова со звуком [Л] в начале слова:

 

Лак, лаз, лоб, лом, лук, луч, лапа, лама, лупа, лыко, лыжи, лужа, лампа, лавка, лодка, ложка, лунка, лучше, лопата, лобзик, лавина, лошадь, ландыш, лыжник, лапочка, ловушка, лужайка, лукошко, ласточка,  луковица.

Слова со звуком [Л] в конце слова:

пол

кол

бал

зал

пел

жил

угол

укол

упал

спал

стул

сеял

канал

обвал

чехол

сокол

дятел

котёл

вокзал

металл

футбол

подвал

мускул

качнул

высадил

вытащил

выносил

стукнул

ущипнул

выскочил

Звук [Л] в середине

Залп долг волк холм шёлк толк галка балка жалко тёлка пилка жилка балкон солдат фиалка шалфей вулкан колпак косилка метёлка посёлки заколка

полдень носилки зола вела дела волы полы голы кулак калач салат чулок малыш голубь палата калоши болото белуга палуба каналы палатка булавка колодец молоток колобок поломка.

 

Слоги со стечением согласных звуков:

 

кла-кло-клу-клы

фло-флу-фла-флы

слу-сла-слы-сло

плы-плу-пло-пла

гла-глы-глу-гло

хлы-хла-хло-хлу


Слова со стечением согласных со звуком [Л]

флаг

флот

слон

клуб

клык

клок

глаза

пламя

слова

класс

глыба

хлыст

флакон

флажок

глобус

клумба

пломба

плакат

планета

клавиши

площадь

блокнот

плавать

слушать

Слова с двумя звуками [Л]

лаял

плыл

колол

полол

делал

лакал

лазил

ломал

ловил

лотал

гладил

плакал

плавал

глотал

служил

доложил

молотил

колотил

получил

колокол

Словосочетания:


Голубое платье.

Светлая луна.

Плохая лодка.

Жёлтый платок.

Сломанная пила.

Холодный подвал.

Голодный волк.

Толстая палка.

Тяжёлый молоток.

Спелая клубника.

Тёплое пальто.

Колкая ёлка.

Оловянный солдатик.

Золотой колос.

Голубые глаза.

Шёлковая блузка.

Глубокий колодец.

Предложения:

Я ел (а) молочную лапшу.

Я купил (а) блокнот и мел.

Я сломал (а) велосипед.

Я плыл (а) на лодке по волнам.

Я ел (а) спелую клубнику.

Я пил(-а) холодное молоко.

Ты пил(-а) холодное молоко.

Он (она) пил(-а) холодное молоко.

Мы пили холодное молоко.

Вы пили холодное молоко.

Они пили холодное молоко.

Предложения:

У стола стоял стол.

Володя уехал в колхоз.

Алла купила белое платье.

Мила несла голубой флаг.

По волнам плывёт лодка.

Клава захлопала в ладоши.

Клуша подмела пол.

У слона белые клыки.

Белка сидела около дупла.

Клава купила лук и свёклу.

Мила ела клубнику из лукошка.

Николай сломал велосипед.

Володя забыл, куда положил пенал.

 

Чистоговорки:

Сел и всё съел.

Около кола колокола.

Клава ловко лук полола.

Не жалела мама мыла, мама мылом Милу мыла.

Кол около стола, стол около кола.

Палку толкал лапкой Полкан.

В уголок Алёнка села - у Аленки много дела.

Не велик соловей, а голосок золотой.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Колпак под колпаком, под колпаком колпак.

Вот весёлый колобок покатился, как клубок.

Свёкла у Фёклы мокла и сохла.

Плавал Слава на плоту и ловил с плота плотву.

 

Произносить и пересказывать текст:

Шалун

У Милы был котик. Он был совсем белый. Мила назвала его Беляк. Беляк был большой шалун. Однажды мама вязала Миле новые носки. На столе лежал клубок. Мама вышла из комнаты, а клубок оставила на столе. Беляк скок на стул, со стула на стол и давай клубок лапками толкать. Беляк толкал, толкал клубок и спутал все нитки. Мила вошла в комнату, увидела клубок на полу и сказала: "Ай, какой ты шалун, Беляк!".

 

Заучивать стихотворения:

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой белка не была.


Посадил дед лук,

Отрастил лук чуб.

Увидал лук внук,

Оборвал луку чуб.


Клава ловко лук полола,

Мыла пол и полки Лала,

Пыль Володя выбивал,

Гвозди Валя забивал,

Коля весело пилил,

Анатолий вилки мыл,

Ну, а маленькая Света,

Ела сладкие конфеты.


- Заяц белый,

Заяц белый!

Ты куда

За лыком бегал?

Заяц белый

Отвечал:

- Я не бегал,

Я скакал.

Клоун-чудак

Клоун-чудак делал всё не так:

Ломом копал, лопатой ломал.

Долотом шил, иглой долбил.

Колуном пилил, пилой колол.

Метлой белил, а кистью мёл.

Комментариев нет:

Отправить комментарий