Развитие речевого дыхания
Дыхательные упражнения помогают выработать правильное речевое дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
На первом этапе важно научить детей прислушиваться к собственному дыханию. Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот.
Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально плавно расходовать воздух на выдохе.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его.
Необходимо соблюдать следующие
условия:
1. Нельзя много раз повторять
упражнение, это может вызвать головокружение. Длительность упражнений для
младшего возраста 2-3 минуты, для старшего возраста 3-5 минут с перерывом на
отдых.
2. Не следует добиваться полного
выдоха.
3. Температура воздуха в комнате
должна быть 18-20 градусов.
4. Не ранее чем через 1,5 – 2 часа
после еды.
5. Одежда не должна стеснять шею,
грудь и живот ребенка.
6. Не заниматься, если есть
заболевания органов дыхания.
7. Следить за тем, чтобы во время
упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи и ключицы не
поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались; лицо неподвижное, ленивое.
8. Дидактический материал должен быть
легким, безопасным, располагаться на уровне рта.
Подготовительная работа, направленная на
развитие речевого дыхания, состоит в том, чтобы научить детей производить
быстрый вдох через рот и нос и плавно, равномерно, медленно выдыхать воздух с
различной силой через рот.
Последовательность работы над постановкой
речевого дыхания
Первый этап:
Цель: Улучшить функции внешнего дыхания.
Дети
получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в
дыхании должен участвовать живот.
Примерные упражнения
1. Вдох и выдох через нос.
2. Вдох и выдох через рот.
3. Вдох через нос, выдох через рот.
4. Вдох через рот, выдох через нос.
5. Подышать одной ноздрей, потом
другой.
Второй этап:
Цель: Вырабатывать более глубокий вдох и длительный выдох.
Дети получают знания об основных дыхательных процессах: вдох и выдох, и о том, что силу выдоха можно тренировать.
Включаем
ряд упражнений:
1.«Снег».
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
2.«Морской бой».
Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики - выполненные из бумаги, уточка (резиновая). Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей так же использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов».
3.«Бабочка».
Реквизит можно сделать из коктельной трубочки, ниток и бумажной бабочки. Познакомиться с этой игрой предлагаю по видео. Ребёнок вдыхает воздух носом и выдувает воздушную струю.
4.«Футбол».
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».
5. «Бульбульки».
Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.
6.«Волшебные пузырьки».
Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
7. «Дудочка».
Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
Так же можно включать другие игры:
-«Греем ручки» (выдыхание струи воздуха на ладони),
-«Листья падают и кружатся» (сдувание вырезанных из тонкой цветной бумаги листьев деревьев),
-«Цветной фонтанчик» (поддувание дождика, прикрепленного к палочке),
- «Свечка» (задувание свечи),
-«Ветряная мельница» (вращение ветряных игрушек),
-«Лети, лети, лепесток» (приведение в движение изготовленного из цветной бумаги «цветикасемицветика») и т.д.
Третий этап: Когда речевое развитие нормализуется, вводим задания с воспроизведением речевого материала.
Цель: Развитие фонационного (озвученного) выдоха.
Ребенок
тянет на выдохе звуки с голосом максимально долго.
Сначала
гласные, потом согласные.
Примерные упражнения
1. Длительное
протяжное произнесение гласных звуков.
«Кукла плачет – а-а-а», «Дует
сильный ветер – у-у-у».
2. Длительное
произнесение согласных звуков.
«Сердитая муха» - Муха жужжит над
ухом «дз-з-з»- на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.
3. Игры
– соревнования: «Кто
дольше споет песенку на одном звуке?», «Чья песенка длиннее?»
Четвертый этап:
Цель: Развитие речевого дыхания.
Ребенок
произносит на выдохе слоги, отдельные слова, фразы.
Младший
возраст – 2-3 слова, старший возраст – 3-5 слов.
Примерные упражнения
1. «Собачка» - руки положить на живот,
имитировать лай собаки, сначала короткое «ав-ав», а потом длинное «а-а-ав».
2. Многократное
повторение слогов. «Паровоз
– чух-чух-чух», «Дождик
капает – кап-кап-кап», «Зайка прыгает – оп-оп-оп», «Мишка топает –
топ-топ-топ».
3. Счет от 1 до 5, от 5 до 10, от 1 до 10
и. т. д.
4. Назвать времена года, дни недели, названия
месяцев и. т. д.
5. Фразы
с использованием приема наращивания.
Ветер – Дует ветер – Дует сильный
ветер – Дует сильный и холодный ветер – Дует сильный и холодный северный ветер
и. т. д.
6. «Скороговорки»
«Егорка»: Как на горке на пригорке
жили 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорки и. т. д.
7. Поговорки.
8. Загадки.
Пятый этап:
Цель: Формирование правильного речевого дыхания в процессе
произношения текста.
1. Чередование дыхательных упражнений
и других видов игр.
2. Пересказ сказок.
3. Разучивание стихов.
4. Пение.
Правильное дыхание является базой для развития правильной речи, а также предотвращения ряда отклонений в соматической сфере, улучшения общего самочувствия и эмоционального состояние ребенка. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса.
Так же хотелось бы отметить, что есть детки, у которых в силу некоторых заболеваний (аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма) не удается говорить длинными фразами, достаточно четко, с логическими паузами. Создается впечатление, что ребенок задыхается. Вам, наверняка, приходилось слышать, как малыш разговаривает взахлеб. Непонятные слова, окончания проглатываются. Ребенку не достаточно в данный момент воздуха, во время разговора у него слабенький вдох и короткий выдох. Именно развитие речевого дыхание нам поможет решить ряд этих проблем.


Комментариев нет:
Отправить комментарий