2 мар. 2023 г.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Памятка для родителей:

«Последовательность работы
по коррекции нарушений звукопроизношения»

В начале учебного года, после обследования речи детей, учитель-логопед отражает  информацию о нарушенных звуках, в индивидуальной тетради ребенка. Так родителям легче отслеживать динамику развития собственного ребенка.

Длительность коррекционной работы по исправлению нарушений звукопроизношения, в значительной степени зависит

от  участия родителей.

Коррекция нарушений звукопроизношения  проводится в несколько этапов:

1. Прежде, чем приступить к постановке звуков, ведется предварительная работа:

·       развитие моторики артикуляционного аппарата (укрепление мышц губ, щек, языка);

·       развитие правильного физиологического и речевого дыхания;

·       развитие фонематического слуха (умение слышать и различать звуки речи).

Задача родителей на данном этапе, регулярно выполнять вместе с ребенком комплекс упражнений (который Вам выдаст учитель-логопед) по развитию артикуляционного  аппарата.                          

2. Постановка звука.

Это процесс обучения ребенка правильному произношению определенного звука. Ребенка учат придавать своим артикуляторным органам то положение, которое свойственно нормальной артикуляции звука, что и обеспечит правильность его звучания. Эта работа проводится учителем–логопедом с помощью специальных приемов.

Помощь родителей на данном этапе заключается в дальнейшем развитии артикуляционного аппарата и выполнении приемов по вызыванию отсутствующих звуков, которые объясняются учителем-логопедом.

3. Автоматизация поставленных звуков - один из самых длительных  и сложных этапов.

Как только удается добиться правильного звучания изолированного звука, сразу переходят к следующему этапу коррекции звукопроизношения — к этапу автоматизации, то есть к обучению ребенка правильному произношению звука в связной речи.

Следует отметить, что сразу после постановки звука ребенок не сможет произносить все слова с новым звуком правильно. Автоматизация звука осуществляется при условии постепенного нарастания сложности речевого материала:

·                   автоматизация звука в слогах;

·                   автоматизация в словах;

·                   автоматизация в специально подобранных фразах;

·                   автоматизация в текстах, насыщенных вновь воспитываемым 
        звуком;

·                   автоматизация в обычной разговорной речи.

На этом этапе помощь родителей ребенку просто неоценима.

Родители вместе с ребенком отрабатывают речевой материал, предложенный учителем-логопедом. Содержание его наполнено именно тем звуком, который в данный момент необходимо автоматизировать. Сначала,  поставленный звук необходимо  произносить утрировано, т.е., более длительно и четко, по сравнению с другими звуками слова, постепенно переходя к нормальному произнесению.

Этап автоматизации звука можно считать законченным лишь тогда, когда ребенок овладеет навыком правильного произнесения нового звука в обычной разговорной речи.

4. Этап дифференциации смешиваемых звуков.

Основная задача данного этапа заключается в том, чтобы воспитать у ребенка прочный навык уместного употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками. Это достигается путем специальных упражнений.

Родители должны постоянно контролировать правильность произношения поставленных звуков,  во время выполнения заданий, в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Делать это надо тактично, в спокойной форме.

Комментариев нет:

Отправить комментарий