13 нояб. 2020 г.

 

 Развитие речевого дыхания


Дыхательные упражнения помогают выработать правильное речевое  дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.


 На первом этапе важно научить детей прислушиваться к собственному  дыханию. Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот. 


Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально плавно расходовать воздух на выдохе.


Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения  различных по длине отрезков.

Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его.

Необходимо соблюдать следующие условия:

1.     Нельзя много раз повторять упражнение, это может вызвать головокружение. Длительность упражнений для младшего возраста 2-3 минуты, для старшего возраста 3-5 минут с перерывом на отдых.

2.     Не следует добиваться полного выдоха.

3.     Температура воздуха в комнате должна быть 18-20 градусов.

4.     Не ранее чем через 1,5 – 2 часа после еды.

5.     Одежда не должна стеснять шею, грудь и живот ребенка.

6.     Не заниматься, если есть заболевания органов дыхания.

7.     Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались; лицо неподвижное, ленивое.

8.     Дидактический материал должен быть легким, безопасным, располагаться на уровне рта.

Подготовительная работа, направленная на развитие речевого дыхания, состоит в том, чтобы научить детей производить быстрый вдох через рот и нос и плавно, равномерно, медленно выдыхать воздух с различной силой через рот.

  Последовательность работы над постановкой речевого дыхания

                                                  Первый этап:

Цель: Улучшить функции внешнего дыхания.

Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот.

                                              Примерные упражнения

1.     Вдох и выдох через нос.

2.     Вдох и выдох через рот.

3.     Вдох через нос, выдох через рот.

4.     Вдох через рот, выдох через нос.

5.     Подышать одной ноздрей, потом другой.

                                                  Второй этап:

Цель: Вырабатывать более глубокий вдох и длительный выдох.

Дети получают знания об основных дыхательных процессах: вдох и выдох, и о том, что силу выдоха можно тренировать.

Включаем ряд упражнений:



1.«Снег».

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.



2.«Морской бой».

Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики - выполненные из бумаги, уточка (резиновая). Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей так же использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов».

                                                                                                         3.«Бабочка».


Реквизит можно сделать из коктельной трубочки, ниток и бумажной бабочки. Познакомиться с этой игрой предлагаю по видео.  Ребёнок вдыхает воздух носом и выдувает воздушную струю.




4.«Футбол».

Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

5. «Бульбульки».

Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля.  Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть  в «бульбульки», чтобы не пролить воду.  Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.

6.«Волшебные пузырьки».

Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

7. «Дудочка».

Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.


Так же можно включать другие игры:


-«Греем ручки» (выдыхание струи воздуха на ладони), 

-«Листья падают и кружатся» (сдувание вырезанных из тонкой цветной бумаги листьев деревьев), 

-«Цветной фонтанчик» (поддувание дождика, прикрепленного к палочке),

- «Свечка» (задувание свечи), 

-«Ветряная мельница» (вращение ветряных игрушек), 

-«Лети, лети, лепесток» (приведение в движение изготовленного из цветной бумаги «цветикасемицветика») и т.д.


Третий этап: Когда речевое развитие нормализуется, вводим задания с воспроизведением речевого материала. 

Цель: Развитие фонационного (озвученного) выдоха.

Ребенок тянет на выдохе звуки с голосом максимально долго.

Сначала гласные, потом согласные.

                                            Примерные упражнения

1.     Длительное протяжное произнесение гласных звуков. 

«Кукла плачет – а-а-а», «Дует сильный ветер – у-у-у».

2.     Длительное произнесение согласных звуков.

«Сердитая муха» - Муха жужжит над ухом «дз-з-з»- на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.

3.     Игры – соревнования: «Кто дольше споет песенку на одном звуке?», «Чья песенка длиннее?»

                                             Четвертый этап:

Цель: Развитие речевого дыхания.

Ребенок произносит на выдохе слоги, отдельные слова, фразы.

Младший возраст – 2-3 слова, старший возраст – 3-5 слов.

                                           Примерные упражнения

1.     «Собачка» - руки положить на живот, имитировать лай собаки, сначала короткое «ав-ав», а потом длинное «а-а-ав».

2.     Многократное повторение слогов. «Паровоз – чух-чух-чух», «Дождик капает – кап-кап-кап», «Зайка прыгает – оп-оп-оп», «Мишка топает – топ-топ-топ».

3.     Счет от 1 до 5, от 5 до 10, от 1 до 10 и. т. д.

4.     Назвать времена года, дни недели, названия месяцев и. т. д.

5.     Фразы с использованием приема наращивания. 

Ветер – Дует ветер – Дует сильный ветер – Дует сильный и холодный ветер – Дует сильный и холодный северный ветер и. т. д.

6.     «Скороговорки»

«Егорка»: Как на горке на пригорке жили 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорки и. т. д.

7.     Поговорки.

8.     Загадки.

                                                     Пятый этап:

Цель: Формирование правильного речевого дыхания в процессе произношения текста.

1.     Чередование дыхательных упражнений и других видов игр.

2.     Пересказ сказок.

3.     Разучивание стихов.

4.     Пение.


Правильное дыхание является базой для развития правильной речи, а также предотвращения ряда отклонений в соматической сфере, улучшения общего самочувствия и эмоционального состояние ребенка. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса.

Так же хотелось бы отметить, что есть детки, у которых в силу некоторых заболеваний (аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма) не удается говорить длинными фразами, достаточно четко, с логическими паузами. Создается впечатление, что ребенок задыхается.  Вам, наверняка, приходилось слышать, как малыш разговаривает взахлеб. Непонятные слова, окончания проглатываются. Ребенку не достаточно в данный момент воздуха, во время разговора у него слабенький вдох и короткий выдох. Именно развитие речевого дыхание нам поможет решить ряд этих проблем.