3 июн. 2019 г.

Использование артикуляционной гимнастики в театрализованной деятельности


Что такое артикуляция и зачем она нужна?

Артикуляция – это работа речевого аппарата для правильного создания звука.
Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, щёк, нижней челюсти, мышц мягкого неба, необходимые для правильного звукопроизношения.
Причины нарушение произношения различные – органические, психоневрологические, социальные.
Упражнения бывают статические, т. е. без движения и динамические, упражнения с определённым ритмом.
Благодаря артикуляционным упражнениям, дети смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, так как их мышцы будут уже подготовлены к постановке звуков.
Для работы, нужно точно выяснить, какие звуки нарушены. Для этого предложите ребенку назвать картинки (можно проиграть) или повторить за вами слова, в которых есть интересующий вас звук, например:
[C]: санки, весы, автобус; [З]: заяц, коза; [Ц]: цыпленок, огурец, курица; [Ш]: шапка, мышки, камыши; [Ж]: жираф, лыжи; [Щ]: щетка, ящерица, плащ; [Ч]: чайник, туча, мяч; [Л]: лопата, пила, дятел; [Р]: рыба, корова, шар.
С каждым звуком нужно работать отдельно. Начинать с самого «легкого» звука, затем браться за другие в порядке возрастания сложности: к, г, х, с, з, ц, ш, ж, щ, ч, й, л, р.
Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы.
Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу?)
Для того что бы вам ориентироваться в артикуляционных упражнениях, предлагаю вашему вниманию буклеты – знакомство с  работой и постановкой над каждым звуком.
Напоминаю, что делают артикуляцию перед зеркалом, чтобы ребенок мог не только почувствовать работу своих органов артикуляции, но и увидеть – это положительно скажется на развитии его фонематического слуха, а значит, на звукопроизношении. Каждое упражнение выполняйте 10 раз, но следите, чтобы ребенок не переутомлялся, занимался с желанием.
Так же, для проигрывания упражнений можно ориентироваться на пособия для логопедов, воспитателей известного логопеда Т.А. Куликовской.  Педагог в игровой форме, со всеми правилами, описывает ряд артикуляционных упражнений.

Ориентируясь на пособия автора, я создала игры для артикуляции «Весёлый язычок» и  «Животные – игры на руку», они помогают, играя с детьми в сказки, сюжетно-ролевые игры выравнивать нарушение произношения.
Но что бы артикуляционные упражнения быстро автоматизировались, предлагаю использовать их  в театрализованной деятельности.
 Например, проиграем сказку, к которой я приготовила сопутствующие картинки.
ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС

 
 Жили в лесу зверушки, каждый занимался своим делом.
Ёжик, ни головы, ни ножек, собирал грибы на опушке.
Грибок.
А лисички-сестрички и зайчики-побегайчики решили построить качели на полянке.
Качели.
Стали они строить качели: взяли гвозди, да не один, а целую дюжину.
Один, другой, третий – много гвоздей…
Иголочка.
Взяли доску широкую – широкую, без сучков,
Лопата.
Затем взяли каждый по молотку и стали заколачивать гвозди. Молоток.
Трудно строить качели. Тук, тук, тук. Качели получились на славу!
Улыбка.
Всё хорошо, осталось только покрасить качели. Краску раздобыли красную, жёлтую, зелёную – и покрасили качели.
Маляр.
Сели звери на качели, весело им, смеются, радуются. Вдруг увидели идёт Индюшка – болтушка.
Индюк.
- Что вы делаете? – спрашивает.
- На качелях качаемся, иди, с нами играть будешь. Обрадовалась индюшка.
Улыбка
Зверюшки так громко и заразительно смеялись, что, услышав эти звуки, к ним подошла большая мудрая Лошадь.
Лошадка
 Очень ей захотелось тоже покататься на качелях.
Качели.
Медленно со скрипом качели стали раскачиваться: вверх-вниз, вверх-вниз.
Замечательные качели! Молодцы, зверюшки!
Хорошие качели построили!
Качели
Улыбка
 
Мной была создана картотека артикуляционной гимнастики для использования в театрализованной деятельности «Сказки».



 Чтобы добиться сильного направленного выдоха, предлагаю использовать  всяческие игры: мыльные пузыри, пускание пузырей через трубочку для коктейля в воду, просто сильно дуть на воду в глубокой тарелке, вертушки, свистульки, гонять по воде «кораблик», щепочку, загнать мяч в ворота, ватный комочек между двумя карандашами. Во всех играх одно условие: щечки должны быть худенькие (не раздуваются).

А так же использование  «Звуковых дорожек» с игрушками, позволяет автоматизировать поставленный звук, развить воображение, фантазию.
Театрализованная деятельность ярка и разнообразна, а применение артикуляционных упражнений сделает этот вид деятельности не только сказочным, но и полезным.
Педагогу вместе с детьми рекомендуется, сочиняет сказки, рассказы из комплекса артикуляционных упражнений (игра – кубик), проигрывать их и проговаривать. В итоге воспитанник понимает сюжет, отличает его от реальности, у него развивается  фантазия, автоматизируется речь и расширяется связная речь.







Комментариев нет:

Отправить комментарий