Что такое артикуляция и зачем она нужна?
Артикуляция – это работа речевого аппарата для правильного создания звука.
Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции
(губ, языка, щёк, нижней челюсти, мышц мягкого неба, необходимые для
правильного звукопроизношения.
Причины нарушение произношения
различные – органические, психоневрологические, социальные.
Упражнения
бывают статические, т. е. без движения и динамические, упражнения с
определённым ритмом.
Благодаря
артикуляционным упражнениям, дети смогут быстрее преодолеть
свои речевые дефекты, так как их мышцы будут уже подготовлены к постановке
звуков.
Для
работы, нужно точно выяснить, какие звуки нарушены. Для этого предложите
ребенку назвать картинки (можно проиграть) или повторить за вами слова, в
которых есть интересующий вас звук, например:
[C]:
санки, весы, автобус; [З]: заяц, коза; [Ц]: цыпленок, огурец, курица; [Ш]:
шапка, мышки, камыши; [Ж]: жираф, лыжи; [Щ]: щетка, ящерица, плащ; [Ч]: чайник,
туча, мяч; [Л]: лопата, пила, дятел; [Р]: рыба, корова, шар.
С
каждым звуком нужно работать отдельно. Начинать с самого «легкого» звука, затем
браться за другие в порядке возрастания сложности: к, г, х, с, з, ц, ш, ж, щ,
ч, й, л, р.
Сначала
упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим
зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно
убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы.
Например:
что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу?)
Для
того что бы вам ориентироваться в артикуляционных упражнениях, предлагаю вашему
вниманию буклеты – знакомство с работой и постановкой над каждым звуком.
Напоминаю,
что делают артикуляцию перед зеркалом, чтобы ребенок мог не только
почувствовать работу своих органов артикуляции, но и увидеть – это положительно
скажется на развитии его фонематического слуха, а значит, на звукопроизношении.
Каждое упражнение выполняйте 10 раз, но следите, чтобы ребенок не
переутомлялся, занимался с желанием.
Так
же, для проигрывания упражнений можно ориентироваться на пособия для логопедов, воспитателей известного логопеда Т.А.
Куликовской. Педагог в игровой форме,
со всеми правилами, описывает ряд артикуляционных упражнений.
Ориентируясь
на пособия автора, я создала игры для артикуляции «Весёлый язычок» и «Животные –
игры на руку», они помогают, играя с детьми в сказки, сюжетно-ролевые игры
выравнивать нарушение произношения.
Но что бы артикуляционные
упражнения быстро автоматизировались, предлагаю использовать
их в театрализованной деятельности.
Например, проиграем сказку, к которой я
приготовила сопутствующие картинки.
ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС
Ёжик, ни головы, ни ножек, собирал грибы на опушке.
Грибок.
Качели.
Стали они строить качели: взяли гвозди, да не один, а целую дюжину.
Иголочка.
Взяли доску широкую – широкую, без сучков,
Лопата.
Трудно строить качели. Тук, тук, тук. Качели получились на славу!
Улыбка.
Всё хорошо, осталось только покрасить качели. Краску раздобыли красную, жёлтую, зелёную – и покрасили качели.
Маляр.
Сели звери на качели, весело им, смеются, радуются. Вдруг увидели идёт Индюшка – болтушка.
Индюк.
- Что вы делаете? – спрашивает.
- На качелях качаемся, иди, с нами играть будешь. Обрадовалась индюшка.
Улыбка
Зверюшки так громко и заразительно смеялись, что, услышав эти звуки, к ним подошла большая мудрая Лошадь.
Лошадка
Очень ей захотелось тоже покататься на качелях.
Качели.
Замечательные качели! Молодцы, зверюшки!
Хорошие качели построили!
Качели
Улыбка
Мной
была создана картотека артикуляционной
гимнастики для использования в театрализованной деятельности «Сказки».

Чтобы
добиться сильного направленного выдоха, предлагаю использовать всяческие игры: мыльные пузыри, пускание
пузырей через трубочку для коктейля в воду, просто сильно дуть на воду в
глубокой тарелке, вертушки, свистульки, гонять по воде «кораблик», щепочку,
загнать мяч в ворота, ватный комочек между двумя карандашами. Во всех играх
одно условие: щечки должны быть худенькие (не раздуваются).
А так же использование «Звуковых
дорожек» с игрушками, позволяет автоматизировать поставленный звук, развить
воображение, фантазию.
Театрализованная деятельность ярка
и разнообразна, а применение артикуляционных упражнений сделает этот вид
деятельности не только сказочным, но и полезным.
Педагогу
вместе с детьми рекомендуется, сочиняет сказки, рассказы из комплекса
артикуляционных упражнений (игра – кубик),
проигрывать их и проговаривать. В итоге воспитанник понимает сюжет, отличает
его от реальности, у него развивается фантазия,
автоматизируется речь и расширяется связная речь.











Комментариев нет:
Отправить комментарий