Дидактические игры по речевому развитию
(рекомендации для родителей)
Речь-это
удивительное сильное средство,
но
нужно иметь много ума,
чтобы
пользоваться им.
Г. Гегель.
Главной потребностью и функцией – является для нас речь. Этим мы отличаемся от животных. Через общение человека с другими людьми мы реализуем себя, как личность. Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей, проводить совместные игры, так же знакомство с художественной литературой и разучивание стихов, а речь взрослого должна быть примером для подражания детям.
Для совершенствования речевого аппарата, целесообразно включать артикуляционные упражнения, проговаривание скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и прочее.
Предлагаю вашему вниманию следующие игры:
«Кто может совершать эти действия?»
Взрослый называет глагол, а ребёнок, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
Идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит - ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит - птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт – рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…и.т.д.
«Один – много»
Взрослый называет имена существительные в единственном числе. Дети называют существительные во множественном числе.
Пример: стол – столы, стул – стулья. Гора – горы, лист – листья. Дом – дома, носок – носки. Глаз – глаза, кусок – куски. День – дни, прыжок – прыжки. Сон – сны, гусёнок – гусята. Лоб – лбы, тигрёнок – тигрята.
«Что бывает круглым?»
Взрослый задаёт вопрос, ребёнок, должен на него ответить: – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)
«Отгадай-ка»
Взрослый перечисляет части задуманного предмета, ребенок должен отгадать задуманный предмет. Потом можно поменяться ролями.
Кабина, руль, фары (машина)
крылья, кабина, хвост, мотор (самолёт)
руки, ноги, тело, голова (человек)
ствол, ветки, корни, листья (дерево)
пол, стены, потолок, окна, дверь (комната)
палуба, каюта, парус, якорь (корабль)
«Кто
больше!»
Взрослый
называет действие, ребенок называет как
можно больше слов, относящихся к данному действию.
Плывет.
(корабль, лодка, пароход, катер);
летит.
(самолет, парашют, вертолет, птица, воздушный змей.);
едет.
(поезд, автомобиль, пассажир);
волнуется
(море, река, мама, папа);
собирает
(урожай, гостей).
«Загадки –добавлялки»
Взрослый говорит предложение, ребенок добавляет в конце подходящее по смыслу слово.
Если ты захочешь спать дома ждет тебя ....(кровать).
Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на ...(стуле).
С
пирогами чай попьем за обеденным...(столом).
Вам
сидеть не тесно, детки, вчетвером на ...(табуретке).
Как
приятно нашей Тане поваляться на ...(диване).
У
чистюли Любочки всегда порядок в ...(тумбочке).
Свитер,
кофту толстый шарф аккуратно сложим в ...(шкаф).
Смастерил
вчера Николка для своих игрушек ...(полку).
Скушай,
Ванечка –дружок, очень вкусный ...(пирожок).
Леша
и Маша едят манную ...(кашу).
Черепаха,
не скучая, час сидит за чашкой ...(чая).
Любим
пить по воскресеньям чай с малиновым ...(вареньем).
Хороши
в дорожку пирожки с ...(горошком).
Петушок
с ладошки ест зернышки и ...(крошки) и т. д.
Развитие фонематического слуха,
родитель читает, ребёнок повторяет .
Та -та -та -у
нас дома чистота.
То -то-то -стали
мы играть в лото.
Ать -ать -ать
-мы идем гулять.
Ат -ат -ат
-берем с собою самокат.
Ча -ча -ча
-горит в комнате свеча.
Чу -чу -чу
-молоточком я стучу.
Оч -оч -оч
-наступила ночь.
Цо -цо -цо -на
руке кольцо.
Цы -цы -цы
-поспели огурцы.
Ец -ец -ец -очень вкусный огурец.
«Узнавание неречевых звуков»
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Игра: «Шумящие мешочки» Вместе с ребенком насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки, деревянные брусочки, бусинки. Ребёнок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
Игра:
«Волшебная палочка»
Взяв карандаш или палку любого назначения,
постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать
вазу, стол, стену, миску. Ребёнок должен угадать, какой предмет звучит.
Игра:
«Похлопаем»
Ребёнок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
Различение звуков речи по тембру, силе, высоте - игра: «Три медведя»
Ребёнок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребёнок сам говорит за трёх медведей, изменяя высоту голоса.
Различение сходных по звучанию слов. Игра: «Верно – неверно»
Взрослый показывает ребёнку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребёнка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Различение слогов. Игра: «Похлопаем»
Взрослый
объясняет ребёнку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их,
интонационно разделяя слоги. Совместно с
ребёнком произносит слова (па – па, ло – па – та, ба – ле – ри – на),
отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребёнку самостоятельно
отхлопать количество слогов в слове.
Игра:
«Что лишнее»?
Взрослый произносит ряды слогов «па – па – па –
ба – па, фа – фа – фа – ва – фа». Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит
лишний, (другой) слог.
Различение звуков.
Объяснить ребёнку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик
звенит - з – з – з, вода шумит – с – с –
с, кузнечик стрекочет – ц – ц – ц, ветер шумит – ш – ш – ш, поезд едет – ч – ч
– ч, жук жужжит – ж – ж – ж, собака рычит – р – р – р. Взрослый произносит
звук, а ребёнок отгадывает кто, (что) его издаёт.
Комментариев нет:
Отправить комментарий