Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
«Детский
сад № 117»
МБ
ДОУ «Детский сад № 117»
654038, г.Новокузнецк,
Кемеровская область, проспект Советской Армии, № 25-А
тел. 52-30-34, , e-mail: detsad117@yandex.ru
Учебно-методическое
пособие для детей
старшего дошкольного
возраста
Лэпбук
по речевому развитию дошкольников
«В мире животных»
|
Автор:
учитель-логопед Кудлаева Анастасия
Александровна
|
Новокузнецкий
городской округ, 2020
Содержание
Актуальность………………………………………………….3
Методические рекомендации при работе с лэпбуком ……..4
Структура пособия…………………………………………...9
Заключение………………………………………………… 21
Список используемой литературы …………………………24
Приложение…………………………………………………..25
Актуальность
Лэпбук - это современное
доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников
образовательного процесса.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования развивающейся предметно-пространственной среде:
- информативен:
в одной папке можно разместить достаточно много информации на определенную
тематику, а не подбирать различный дидактический материал;
- полифункционален:
способствует развитию творчества, воображения (есть возможность
использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально);
- обладает
дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического
развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативен:
существует несколько способов использования каждой его части;
- его
структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
воспитанников.
Использование лэпбука очень актуально, так как ребенок учиться играя. Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования.
Методические рекомендации
при работе с лэпбуком.
Лэпбук «В мире животных» предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
В старшей группе особое место
занимает совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие
связной речи.
В подготовительной к школе группе
активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты, а
именно:
- подведение
детей к звуковому анализу слов, делению слов на слоги
- составлению
из слогов слов, из слов – предложений
- знакомство
с понятиями «слово» и предложение» (без грамматического определения).
К основным компонентам
речи относятся: произношение, звукобуквенный анализ, словарь, грамматическая
строй и т. д. Система занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению
грамоте подводит ребёнка к осмыслению способа чтения, формированию
внимания к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису, что в итоге
предупреждает нарушения письма и чтения.
В пособии представлены игры и упражнения, направленные на развитие
фонематического слуха, словаря, связной речи, развитие зрительного восприятия.
Все материалы пособия несут в себе познавательную и развивающую функции.
Лэпбук по развитию речи
«В мире животных» - это учебно-методическое пособие, которое так же знакомит детей со словами-антонимами,
формирует представления о притяжательных и относительных прилагательных,
способах их образования, обогащает словарь словами-признакми. Учит применять в
речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, правильному употреблению в
речи предлогов.
Пособие предназначено для
педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также родителей
воспитанников. Трансформируемость лэпбука позволяет
менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от
меняющихся интересов и возможностей детей.
Данное пособие - превосходный способ для
повторения пройденного. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно.
Все материалы пособия несут
в себе познавательную и развивающую функции.
Цели: Активизировать словарный запас, повысить
уровень интеллектуального развития, закрепить знания о животных,
сформировать у детей познавательные интересы, внимательность, мышление и
логику.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить различать диких и домашних животных.
2. Учить выделять признаки диких и домашних животных
Развивающие:
1. Обобщать словарный запас по теме.
2. Учить отвечать на вопросы.
3. Развивать речь, мышление, мелкую моторику.
Воспитательные:
1. Воспитывать усидчивость, аккуратность;
2. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным.
Работа с лепбуком поможет в достижение поставленной
цели в:
Развитие
и совершенствование лексической стороны речи.
·
Расширять, уточнять и активизировать словарь через углубление
представлений о животном мире.
·
Учить пользоваться обобщающими понятиями.
·
Расширять и активизировать словарь через синонимы и антонимы
(существительные, глаголы, прилагательные).
·
Учить понимать, объяснять и использовать переносное значение слов
(трусливый, как заяц; хитрая как лиса; быстрый как волк и т.д.) Побуждать
использовать переносное значение слов в своей речи для более точного и
образного выражения мысли.
·
Продолжать знакомить с многозначными словами и словами –
омонимами.
·
Продолжать знакомить с фразеологическими оборотами.
Формирования грамматического строя речи.
·
Упражнять в образовании родительного падежа множественного числа
существительных трудных форм.
·
Упражнять в употреблении несклоняемых существительных (кенгуру и
т.д).
·
Совершенствовать способность детей образовывать сравнительную
степень прилагательную степень прилагательных (маленький–меньше, добрый- добрее
и т.д.)
·
Обучать правильно употреблять глаголы.
·
Познакомить (на уровне языкового чутья) с различными способами
словообразования в русском языке.
·
Упражнять в правильном употребление предлогов из-под,
из-за. Закрепить употребление пространственных предлогов.
·
Дать элементарные представления о значении терминов «предложение»,
«текст».
·
Упражнять в составлении и использовании сложных конструкций
предложений.
Развитие и совершенствование звуковой
культуры речи.
·
Совершенствовать звуковую культуру речи, проводить речевую
гимнастику, включающую в себя чистоговорки, скороговорки и пр., способствующие
быстрому переключению с одной артикуляционной позы на другую.
·
Уточнять и закреплять произношение всех звуков.
·
Продолжать целенаправленную работу по формированию речевого слуха
(фонетического и фонематического восприятия)
·
Совершенствовать фонематическое восприятие через упражнения и
дидактические игры на дифференциацию звуков: свистящих и шипящих, звонких и
глухих; твердых и мягких.
·
Продолжать работу со словами - паронимами, побуждать детей
объяснять их лексическое значение.
·
Продолжать упражнять в подборе слов с заданным звуком в разных
позициях (начало, середина и конец слова)
·
Развивать фонетический слух.
·
Познакомить с ударением.
·
Упражнять в умение производить анализ и синтез предложения по
словам.
·
Совершенствовать просодическую сторону речи (выразительность):
темп, высоту, тембр, силу голоса – посредством театрализованной деятельности,
игровых заданий и упражнений.
·
Упражнять в качественном произношении слов.
·
Упражнять в правильной постановке ударения при произнесении слов.
Развитие связной речи детей (диалогическая
речь и монологическая речь)
Диалогическая речь.
·
Закреплять правила введения диалога. Отрабатывать диалоги в
театрально – игровой деятельности.
·
Упражнять в умении составлять и проговаривать диалоги в
учебных и бытовых ситуациях.
·
Расширять и активизировать формы речевого этикета.
Монологическая речь
·
Закреплять умения осознанного разбора и построения тестов
повествовательного и описательного типа.
·
Учить составлять комбинированные связные тексты (сочетание
описательных и повествовательных монологов, включение диалогов)
·
Учить составлять план (смысловую последовательность)
собственных высказываний и придерживаться его в процессе рассказывания.
Продолжение подготовки к полноценному освоению
письменных форм речи (чтение и письмо)
·
Продолжать развивать пространственные представления: закреплять
умения определять направления в пространстве и устанавливать пространственные
взаимоотношения (относительно себя, относительно другого предмета и
относительно человека, стоящего напротив).
·
Активно использовать игры и упражнения на развитие мыслительных
операций (анализа, синтеза, сравнения), звукового анализа слов.
·
Продолжать работу по подготовке руки к письму.
Формы лэпбука:
1. Книжки-гармошки.
2. Фигурные кармашки.
3. Необычные конверты.
4. Необычные блокнотики.
5. Магнитная доска.
Возможности
использования лэпбука в совместной деятельности:
- взрослого с ребенком и самостоятельной деятельности
детей;
- закрепление знаний о разнообразии животного мира;
- побуждает интерес у детей к познавательному развитию;
- объединяет детей и взрослых для увлекательного и
полезного занятия;
- развивает креативность и творческое мышление;
- простой способ запоминания;
- интересное, привлекательное для детей оформление;
- возможность использования в разных формах организации:
в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми, большинство заданий и в самостоятельной
детской деятельности;
- разнообразие игровых заданий;
- интеграция разных видов детской деятельности (речевой,
познавательной, игровой);
- компактное хранение (большое количество разных игр и
заданий в одной папке);
- вариативность использования игровых заданий;
возможность добавлять новые задания в «кармашки».
Составляющие макета
лэпбука:
1. Артикуляционная
гимнастика.
Цель артикуляционной гимнастики: подготовить речевые органы к
постановке звуков.
В комплексе предоставлены упражнения
для тренировки органов артикуляции (губ, языка, щёк, нижней челюсти, мышц
мягкого неба), необходимые для
правильного звукопроизношения. Сначала упражнения выполняются
медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После
того как воспитанник немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать
ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он
находится (вверху или внизу)?
2. Картинки «Знакомство с
животными».
Цель:
расширить представление детей о внешнем виде, образе жизни животных.
Закрепить обобщающее понятие «дикие животные», «животные России», «животные
Африки». Развить у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
3. Дидактическая
игра
со стихами «Кто где живет».
Цель
дидактической игры «Кто где живет»: развитие способности соотносить животное с его
местом обитания, формирование представлений о жизни в природе или рядом с
человеком, развитие памяти, внимания.
4. Звуковые дорожки.
Цель: автоматизировать поставленный
звук в словах в различных позициях, развивать
звуковой анализ слов, повторять различные звуки слогов, звукосочетаний, простых слов. Развивать произвольное внимание и творческое
воображение.
5. Дидактическая игра
«Бабочки - развитие речевого дыхания».
Цель: укреплять мышцы рта, тренировать навыки правильного дыхания, формировать углубленный выдох.
При правильном речевом дыхании ребенок может чисто произносить
звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые
паузы.
6. Раскраска со стихами «Раскрась
животное».
Цель: развивать мелкую
моторику рук, внимание, память, мышление, воображение и речь. Формировать усидчивость, аккуратность,
самостоятельность ребенка.
Если
задуматься о том, какова роль раскрасок в развитии ребенка, то получится, что
раскраски очень полезны и нужны детям.
Во-первых,
ребенок учится держать правильно карандаш.
Во-вторых,
ребенок учится правильно определять цвета и их оттенки, развивает фантазию и
воображение. Кроме этого, раскрашивание - это занятие, которое успокаивает и
расслабляет ребенка, учит сосредоточенности, усидчивости.
7. Цепочки звукоподражаний.
Цель: развивать фонематический
слух, слуховое восприятие и внимание.
Как известно фонематический слух – очень важный навык для овладения
устной речью, а затем и грамотным письмом. Он предполагает точность слухового
восприятия, звуковой анализ речи. Подобранные в этом лэпбуке упражнения по развитию фонематического
восприятия имеют большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и
для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Они подводят ребенка к
полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте.
8. Дидактическая
игра со счётными палочками «Составь по образцу».
Цель: развивать логическое мышление, мелкую моторику,
внимание, речь.
Наукой доказано, что
развитие речи и мыслительной деятельности ребенка напрямую зависит от мелкой
моторики рук. С тренировкой пальчиков рука будущего школьника готовится к
письму. Поэтому крайне важно помогать ему в этом с помощью развивающих игр, к
числу которых относятся и игры со счетными палочками. Они являются простым и в
то же время универсальным пособием для разработки кистей рук и стимулирования
интеллектуальных способностей одновременно. Палочки для счета просты в
эксплуатации, помогают в развитии умственных способностей дошкольника. В ходе
игры с воспитанником строиться диалог, например - «Для кого ты построил дом»,
«Какого он размера, цвета», «Что это» и. т. д.
9. Дидактическая игра «Найди
где, чья тень».
Цель:
закреплять знания детей о животных, умение различать и находить нужного
животного, описывать его по тени.
Данная
игра помогает развивать логическое мышление. Развитие логического мышления – это целенаправленный и организованный
процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности.
Основной его деятельностью является не только подготовка к успешному овладению
математикой в школе, но и всестороннее развитие детей. Основными формами мышления являются понятие, суждение и
умозаключение.
10.
Дидактическая игра
«Влево и вправо».
Цель:
закреплять понятие влево и вправо, вверх, вниз, развивать умение
ориентироваться в пространстве.
Восприятие пространственных отношений имеет принципиальное значение для
ориентировки ребенка в окружающем мире.
Очень важно, что работа
по формированию пространственных ориентировок должна вестись по линии усложнения
требований:
- к правильности и точности выполнения заданий,
связанных с ориентировкой на собственном теле и в окружающем пространстве по
различным заданным параметрам;
- к самостоятельности определения
пространственных отношений между объектами и моделирования их взаимоотношений;
- к речевому опосредованию деятельности детей:
от использования отдельных пространственных терминов до полного словесного
отчета о выполнении заданий, связанных с ориентировкой в пространстве.
Тем сам самым игра
поможет не только научиться ориентироваться в пространстве, но и научит использовать пространственные обозначения в речи.
11.
Картотека загадок о
животных.
Цель: развивать
логическое мышление, воображение, память, внимание, активизировать словарь детей и умение слушать и слышать.
Загадки про животных –
однозначно, самые любимые детские загадки. Они подходят для любого дошкольного
возраста. Развивая сферу эмоций, детские загадки о животных обеспечивают
развитие воспитанника, он узнает важные факты о том, или ином обитателе леса,
поля или фермы. Запас знаний у ребёнка будет расти, что отлично скажется на его
кругозоре. К примеру, отгадывая загадки про животных, ребенок может получить
следующую информацию: внешний вид животного; место проживания; повадки; любимые
лакомства; враги и друзья животного; особенности поведения. Именно отгадывание
загадок способствует развитию определенных психических процессов. В частности
отлично тренируются: мышление; память; умение анализировать полученную
информацию; способность сопоставлять факты и делать выводы.
12.
Пальчиковый театр «Составь
сказку».
Цель: развивать мелкую моторику рук в сочетании с
речью, а так же коммуникативные
способности детей дошкольного возраста в процессе пальчикового театра.
Одним из самых эффективных средств развития и
воспитания ребенка является театр и театрализованные игры, т. к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
Пальчиковый
театр и игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи,
творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать
напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они
способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
13.
Развитие мелкой моторики
«Шнуровка и логика».
Цель: развивать ориентировку в
пространстве, мелкую моторику рук, самостоятельность,
усидчивость ребенка. Научить воспитанника подбирать шнурки, вставлять их в отверстия, завязывать на
бантик шнурок, составлять общий вид животного по частям тела.
Развитие логического мышления, еще одно положительное
качество шнуровок. Ведь разобраться, где чье место на сюжетной шнуровке, это
целая логическая задача для воспитанника. В игре со
шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев
и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на
формирование головного мозга и становления речи. А также, игра-шнуровка
косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
14.
Картотека развивающих
карточек « Животные и рыбы».
Цель: развивать мышление, воображение,
умение анализировать.
Картотека носит
обучающий, развивающий и воспитывающий
характер. Она направлена на формирование всесторонне развитой личности и
раскрытия потенциальных возможностей дошкольников. В
ходе игры у
детей возникает множество вопросов, в основе которых
лежит познавательный мотив, развивается связная речь.
Использование картотек – это удобная и эффективная форма
привлечения детей к разным видам деятельности. Систематическое
использование картотек дает
детям возможность без напряжения в игровой форме получить необходимые
представления и опыт, учиться сотрудничать с другими детьми.
Чем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет
его развитие.
15.
Дидактическая игра «Найди
лишние глаголы».
Цель: развить у ребенка логическое мышление. Учить
отвечать на вопрос "Что лишнее?" или "Кто
лишний?", мотивируя свой ответ, развернуто объясняя,
почему он выбрал ту или иную картинку, учить выделять наиболее значимый
признак при нахождении лишней картинки.
Глагол является основой любой фразы, любого
высказывания. Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего,
необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словарь, поскольку
действия является доминирующим звеном в раскрытии последовательности
любого сюжета.
Нарушения словаря у дошкольников
проявляются также в искажениях звуковой структуры слова (мяукает – мяучает,
кудахчет – кудакает.) Безусловно, самой интересной деятельностью для ребенка
является игра. Во время
игры «Найди лишние глаголы» очень удобно активизировать
глагольный словарь.
16.
Зарядка для пальчиков в
стихотворной форме «Дикие животные»
Цель: стимулировать
процессы мышления, развитие речи, укреплять костную и мышечную ткани за счёт разных
комбинаций сжатий, растяжений и расслаблений мышц рук, тем самым подготавливая
руку к письму, развитие речи.
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно
приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению
согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует
развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный
эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и
понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
Пальчиковые игры так же благоприятно влияют на
пластику пальцев, руки становятся более послушными, что помогает ребенку в
выполнении мелких движений, необходимых при рисовании, а затем и при письме.
Пальчиковая гимнастика не только способствует развитию пластики рук,
развитию речи, она прекрасно тренирует память малышей. Ведь каждый раз
воспитанник с педагогом проговаривает
весь текст, громко и четко, это помогает легко запомнить зарядку.
17.
Дидактическая игра «Сравнения
- антонимы».
Цель: учить сравнивать
разных животных, выделяя противоположные признаки и подбирая антонимы, развивать мышление, речь ребенка, память, логику и интеллект.
При работе над антонимами сначала целесообразно использовать
приемы работы над изолированными словами, затем – с такими же словами в
предложениях и связных высказываниях.
Благодаря
использованию в своей речи антонимов, высказывания детей становятся более
яркими, выразительными и точными.
18.
«Мнемотаблицы
- учим стихи по картинкам».
Цель: формировать
связную речь, память, внимание, образное мышление, обогащать словарный запас,
преобразовывать абстрактные символы в образы.
Мнемотаблица – это определенная,
конкретная схема, выступающая в роли наглядного пособия и передающая нужную
информацию.
Техника запоминания, представляет собой цельную
систему методов, которые направлены на максимальное запоминание и
воспроизведение изучаемых материалов. Она основана на визуальном восприятии и
дальнейшем воспроизведении информации при помощи определенных изображений.
Систематические игровые занятия по
такой системе обязательно дадут результат. Ребенок научится связно, красиво
говорить, спрашивать, отвечать, делать выводы, поддерживать беседу. Он
незаметно для себя разовьет память, обогатит словарный запас, научится мыслить
и выражаться логически. Все это – хороший фундамент для последующей учебы.
19.
Дидактическая игра «Дикие и
домашние животные».
Цель:
закрепить представления детей о животных, формировать умение различать
животных и их детенышей, правильно соотносить их названия.
Данная
игра в ненавязчивой форме поспособствует усвоению у детей знаний об
особенностях животных, а также развитию любознательности, познавательного
интереса, мелкой моторики.
20.
Развитие связной речи «Придумай
рассказ с этими животными».
Цель: обучение связному последовательному рассказу
с наглядной основой в виде сюжетных картинок, отражающих последовательность
событий.
В процессе речевого
развития воспитанника ведущую роль
играет развитие связной речи.
Связная речь неотделима
от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи
отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и
выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет
строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает
ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы
поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
В
итоге составления рассказов по сериям картинок ребёнок должен усвоить, что
рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью
расположения картинок. Ребёнок должен научиться понимать сам смысл
изображенного на картине события и определять свое отношение к нему.
21.
Дидактическая игра «Кто чем
питается»
Цель: развитие самостоятельности
мышления, формирование мыслительной деятельности.
Одной
из главных задач в этой игре это закрепить знания детей о разных видов питания
животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей). Активизировать знания детей о
животных, упражнять в умении обобщать животных по существенным признакам. Научить
группировать животных по способу приспособления к окружающей среде (домашние - дикие,
хищные - травоядные).
22.
Картинки для
формирования словаря «Кому нужны деревья в лесу».
Цель: формировать понятия
о том, что дерево может быть домом
зверям, птицам, насекомым, а так же
развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы.
Одно
из самых трудных в развитии речи дошкольников ‒ это необходимость вовремя
сформировать словарный запас ребенка. При усвоении значения слов,
отмечается, что словарный запас дошкольников
увеличивается за счет существительных и глаголов, так как они по своему
значению наиболее близки детям. Ведь изучение окружающего мира идет с помощью
названий предметов и действий с ними.
23.
Сюжетные картинки для составления
рассказов.
Цель:
развивать разговорную речь, понимать эмоциональное состояние героев.
Обучение детей рассказыванию по картине является одним из
направлений работы по формированию связной речи. Рассказывание по серии сюжетных картин способствует
овладению структурой рассказа, развитию правильного понимания
соотношения формы и содержания. Рассказывание по серии
сюжетных картинок формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствие с его содержанием,
соединять отдельные предложения в связный текст. В процессе обучения следует добиваться, чтобы рассказ ребенка
был понятен слушателям, т. е. чтобы все его части были взаимосвязаны и
взаимообусловлены.
24.
Дидактическая игра «Закончи
предложение».
Цель: учить
дополнять свой вариант окончания предложения, развивать память и речь.
В
ходе игры дети учатся подбирать слова по смыслу, составлять предложения, у них
улучшается память, развиваются коммуникабельность и способность грамотно
строить диалог.
25.
Игра на магнитах «Изучаем
буквы и звуки».
Цель:
усвоить у детей понятий «буква» и «звук», тренировать память и внимание.
В ходе
игры воспитанники изучают буквы алфавита, размещая их на магнитной
доске, складывают буквы в слова. На каждой картинке с буквой изображено
животное, это помогает в работе со
звуковым анализом слова, а именно:
- определение первого и последнего звука;
- выявление наличия в слове конкретного звука;
- определение места звука в слове;
- различия
по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твердый-мягкий,
звонкий-глухой);
- определение последовательности, места
и количества звуков по отношению к другим фонемам.
Хотелось бы отметить, что методическое пособие: лэпбук
«В мире животных» предназначен для
развитие речи детей через дидактическую игру. В пособии представлены игры и
упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, словаря, связной
речи, развитие зрительного восприятия. Все материалы пособия несут в себе
познавательную и развивающую функции.
Заключение
Известно, что своевременное овладение правильной речью имеет
важное значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного
обучения в школе и дальнейшей полноценной жизни.
С
введение ФГОС ДО возникла потребность в поиске новых форм, технологий и методов
для достижения всех задач, стоящих перед педагогом. Лэпбук — одна из
инновационных форм работы с детьми. Лэпбук является элементом игровой
технологии. Что же такое лэпбук? В дословном переводе с английского языка «лэпбук»
(lapbook) означает «накопленная книга» (lap- колени, book-книга). Лэпбук – это
тематическая папка, самодельная книжка с различными кармашками и подвижными
деталями, которые ребенок может самостоятельно открывать и закрывать по своему
желанию. Таким образом, играя, ребенок изучает и закрепляет информацию
самостоятельно.
Лэпбук
является одним из средств обучения
дошкольников.
Содержание
лэпбука «В мире животных» зависит от возраста детей. Так как старший дошкольный
возраст является решающим в процессе становления личности, и в этом возрасте
идет интенсивная амплификация базовых составляющих психического развития, в
процессе которой складывается ведущее личностное образование - детская
компетентность.
У
детей старшего дошкольного возраста появляются достаточно устойчивые
психологические свойства, определяющие действия и поступки, которые позволяют
отследить становление произвольности поведения. Развитие речи достигает
довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки
родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, воспроизвести
интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту у
ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики
(словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком), однако особое
внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса
словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также
многозначными словами.
Среди
многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском
саду развитие речи - одна из главных. Эта задача состоит из ряда специальных,
частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и
активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи,
формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи,
воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
Таким образом, речь - это могучий фактор психического
развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируется
сознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные, эстетические
чувства, формируется воля и характер. Все психические процессы с помощью речи
становятся управляемыми.
При
обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у
них элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец) и
представления о способах (средствах) связи между предложениями и структурными
частями высказывания. Именно способы связи между предложениями выступают как
одно из важных условий формирования связности речевого высказывания.
В лэпбуке «В
мире животных» представлены игры и речевой
материал по развитию речи.
Использование таких ярких, красочных
пособий позволяет решать сразу несколько задач:
·
повысить
познавательную активность и работоспособность детей;
·
активизировать
процессы восприятия, внимания, памяти;
·
плавно
регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться
правилам игры;
·
увеличить
объем коррекционного воздействия
Лэпбук имеет
обучающее, познавательное и воспитательное значение.
Такая необычная, яркая, красочная и занимательная папка привлекает внимание детей, что способствует закреплению полученных
знаний, развитию
внимания, развитию речи,
памяти, мелкой моторики.
Результатом использования
учебно-дидактического пособия является развитие всех компонентов устной речи.
При этом педагогам и родителям важно контролировать правильность выполнения
заданий в дидактических играх.
Исходя из выше изложенного, можно
сделать вывод о том, что работа с лэпбуком оказывает положительное воздействие
на речевое развитие детей. Такая интерактивная папка позволяет:
·
обогащать
словарный запас детей;
·
формировать
грамматические категории;
·
развивать
связную речь;
·
совершенствовать
мелкую моторику;
·
развивать
желание выполнять совместное игровое задание.
А так же лэпбук во-первых помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал. Во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного материала. В-третьих, ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию. В-четвертых, можно выбрать задания под силу. В-пятых, создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей.
Список используемой литературы
1.
Богатырева, А. В. «Формирование словаря
антонимов и синонимов у детей с ОНР», 2019
г.
2.
Лопатина,Л. В. Серебрякова Н. В.
«Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии)»,
С.-П. изд. Союз. 2001 г.; Р. И.
3.
Лалаева, Н. В. Серебрякова «Коррекция
общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического
строя)», Спб, изд. Союз. 1999 г.;
4.
Ладутько Л.К., Шкляр С.В. «Картотека
дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников». 2010.
5.
Микхиева Н.Ю., Мартин И.В.
«Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников». Издательство:
«Детство Пресс», Санкт-Петербург, 2010.
6.
Нефедова
Е. А., Узорова О. В. «готовимся к школе», Москва «Издательство АСТ»,
2000 г.
7.
Нищева Н.В. «Развитие связной речи
дошкольного возраста». Издательство: «Детство Пресс», Санкт-Петербург,
2018.
8.
Примерная
общеобразовательная программ дошкольного образования «От рождения до школы» под
редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой.
9.
Ткаченко Т.А., «Учим говорить правильно»
(система коррекции общего недоразвития речи у детей 5-6 лет), Москва, 2004 г.
10.
Ткаченко Т.А., «Формирование связной
речи», «Сборник упражнений и методических рекомендаций», Москва, 2003 г.
11.
Филичева Т.Б., Чевелева Н. А., Чиркина
Г. В., «Основы логопедии», Москва, 1989 г.
12.
Шабаева Г.Ф. Видеолекции
«Инновационные технологии речевой деятельности детей в рамках
реализации ФГОС ДО».
Приложение









Комментариев нет:
Отправить комментарий